ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ изменения режима питания в детских садах г.Москвы

"В ходе проведенного анализа реализации образовательными организациями города Москвы (их структурными подразделениями) основной общеобразовательной программы дошкольного образования следует обратить особое внимание на наличие существенных нарушений, как положений действующего законодательства в данной области, так и законных прав и интересов воспитанников и их родителей.

Так, в соответствии с требованиями п. 12 ч. 1 ст. 3 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации" одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Следовательно, именно договорные отношения между ГБОУ и родителями (одним из родителей) воспитанника имеют приоритетное значение в вопросах осуществления дошкольного образования. Данное утверждение базируется не только на положениях ст. 43 Конституции РФ, устанавливающих право каждого ребёнка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, но и на целой совокупности иных требований закона. Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ, к основным задачам правового регулирования в cфере образования относят также создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования. Таким образом, законодатель на федеральном уровне фактически уровнял в правах образовательные учреждения в лице их руководителей с одной стороны и родителей ребёнка (обучающегося), призванных отстаивать и защищать права и интересы своего ребёнка, с другой стороны. В связи с этим можно абсолютно чётко утверждать, что одним из приоритетных принципов в части регулирования отношений в системе дошкольного образования является согласование между сторонами всех затрагивающих указанную сферу вопросов. Именно установленный на законодательном уровне паритет во взаимных отношениях между сторонами договора об образовании позволяет полностью исключить возможность злоупотреблений правами одной из сторон и, в конечном счёте, обеспечить достижение поставленных целей и задач в сфере образования в целом, дошкольного образования в частности.

Порядок и особенности обязательного к заключению, в том числе в рамках системы дошкольного образования, договора об образовании установлены положениями ст. 54 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Во исполнение требований ст. 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был принят Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 13 января 2014 г. № 8 «Об утверждении примерной формы договора
об образовании по образовательным программам
дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г. Регистрационный № 31757). Следовательно, по состоянию на второй квартал 2014 года обязательность заключения и форма договора дошкольного образования были четко регламентированы на федеральном уровне.

Однако, проведенный анализ представленных в выборке договоров показывает достаточно пессимистичную картину. Причём можно утверждать, что указанная проблема не касается каких-то отдельных образовательных организаций или же административных округов города, а проявляется повсеместно. Выборка представлена 6-ю образовательными организациями города Москвы из различных округов:
СВАО, ЮЗАО, ЮВАО, ЗАО, ЦАО, ВАО

Не все договора соответствуют установленной законом форме, во всех был нарушен обусловленный договором порядок организаций 4-х разового питания. Изменения в режим питания были внесены в одностороннем порядке образовательными организациями без соответствующего изменения договорных отношений.

Следовательно, в подобных ситуациях действия любого руководителя образовательной организации города Москвы в части внесения изменений в режим питания воспитанников, без их согласования с родителями воспитанника необходимо признать незаконными. Также следует признавать незаконными действия руководителя образовательной организации и в случае нарушения им установленного порядка внесения вышеуказанных изменений, поскольку первоначально законодатель определяет необходимость заключения соответствующего дополнительного соглашения к договору об образовании, подписанному обеими сторонами, а уже вслед за этим на основании принятия письменных изменений к договору должен быть издан руководителем организации распорядительный акт.
Необходимо указать на то, что порядок и условия внесения изменений в договорные отношения не только чётко отрегулирован положениями норм Общей части Гражданского кодекса РФ, но и условиями самих заключенных договоров о дошкольном образовании.
Так, в примерной форме договора об образовании, утвержденной Министерством образования и науки РФ, в п. 2.3.10. указано, что именно на исполнителя возлагается обязанность обеспечить Воспитанника необходимым сбалансированным питанием (диетическое, кратность, время приёма и т.д.), кроме того, согласно п. 6.1. и 6.2. условия, на которых заключён договор, могут быть изменены только по соглашению сторон, совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями сторон. Поэтому любое изменение договора в одностороннем порядке Исполнителем исключается."
Эксперт "Московского родительского клуба"