Московский штаб ОНФ предлагает пути решения проблем в системе дошкольного образования

Включение детских садов в состав образовательных комплексов повлекло за собой серьезные изменения в системе дошкольного образования, и далеко не во всем они пошли на пользу детям и сотрудникам образовательных учреждений. К такому выводу пришли участники расширенного заседания Рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Регионального штаба Общероссийского народного фронта в Москве. Участие в мероприятии приняли активисты ОНФ, эксперты, представители родительского сообщества, профильных департаментов Правительства Москвы, Роспотребнадзора и других заинтересованных ведомств.

В числе плюсов объединения школ и детских садов в единый образовательный комплекс эксперты отметили обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. У родителей и детей теперь появилась возможность использовать ресурсы и возможности других учебных учреждений в составе комплекса. Позитивно родителями было воспринято и введение электронной очереди в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), доля семей, использующих электронную очередь для получения места в ДОУ, увеличилась с 84% в 2014 году до 94% в 2015 году.

Вместе с тем, после того, как детские сады превратились из самостоятельных юридических лиц в структурные подразделения общеобразовательных организаций, родители оказались, фактически, отстранены от всех вопросов, связанных с содержанием детей. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы, поступающие в Региональное отделение ОНФ в Москве. Родители говорят о том, что с ними не ведется никакой разъяснительной работы, а получить необходимую информацию по телефону или через сайт тоже стало проблематично: у многих садиков больше нет персональных страниц в Интернете, а дозвониться по телефону не получается.

Таким образом, повлиять на решения, которые касаются таких важных вопросов, как питание детей, уборка помещений и обеспечение безопасности в детском саду, просто нет возможности. Все эти услуги переданы сторонним компаниям, а родителей серьезно беспокоит кадровый состав этих компаний, квалификация работников предприятий питания, а также наличие у них соответствующих разрешений и медицинских книжек. По данным опроса Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» ОНФ, 69% семей не одобряют переход на аутсорсинг в этих вопросах.

Особенно остро стоит проблема питания в детсадах. Его качеством, режимом, разнообразием и сбалансированностью не удовлетворены 42% родителей, принявших участие в опросе. Кроме того, существующая система питания, по мнению 74% опрошенных родителей, не учитывает индивидуальные особенности детей, такие как непереносимость некоторых пищевых продуктов, наличие аллергических реакций и т.д.

Не меньше беспокойства у родителей дошколят вызывает и стремительное сокращение узких специалистов - логопедов, детских психологов, учителей-дефектологов, музыкальных работников. По данным исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доступность логопедической помощи в детских садах резко снижается: порядка 30% семей оценивают ее неудовлетворительно. Такая ситуация сложилась из-за того, что в ряде детских садов был сокращен штат логопедов и часы их работы, а в некоторых и вовсе была упразднена эта ставка, отметил руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Регионального штаба ОНФ в Москве Алексей Гусев. При этом, по данным Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (РАО), из 25 детей 20 имеют проблемы речевого развития разной степени выраженности.

«Аналогично обстоит дело с воспитателями, которые работают вместо одной группы, на две, три или даже четыре группы. А помощники воспитателей при этом приравнены к обслуживающему персоналу и перестают участвовать в образовательном процессе, - подчеркнул Алексей Гусев. - При таком режиме работы сотрудников неизбежно возникают ситуации, когда дети, находящиеся в группе, остаются без всякого присмотра! Например, детей, которые не могут посещать бассейн после болезни, просто не с кем оставить в группе. Или воспитатель, работая без помощника или няни, вынужден идти в пищеблок, оставляя при этом малышей без элементарного присмотра. И все этого, замечу, происходит на фоне роста количества групп в детсадах и их переполненности. В большинстве случаев в группы стали набирать до 30 детей вместо 20 детей старше трех лет и 15 детей для младших возрастных групп». По данным Мосгорстата, с 2010 года количество дошкольных групп выросло на 15%, при этом численность работников ДОУ снизилась на 35%.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации и принять меры, необходимые для решения возникающих проблем в системе дошкольного образования, Региональный штаб ОНФ сформулировал ряд предложений в адрес профильных департаментов Правительства Москвы. Так, активисты предлагают пересмотреть штатное расписание дошкольных отделений образовательных комплексов на предмет введения должностей узких специалистов: логопедов, психологов, дефектологов, музыкальных работников. Кроме того, предлагается привести численный состав воспитателей и помощников в соответствие с количеством детей в группах. Помимо этого, Московский штаб ОНФ считает необходимым обеспечить учет мнений родительской общественности по вопросам организации и контроля качества питания в ДОУ, а также обеспечить ежедневный медицинский контроль.

В ответ на предложения активистов и экспертов, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Марина Смирницкая заявила, что ведомство тщательно изучит проблемы, озвученные участниками, и готово реализовать решения, принятые по итогам заседания.

Региональный штаб ОНФ в Москве также продолжит собственный мониторинг организации дошкольного образования в столице.

http://nra-russia.ru/news/2016/aprel/moskovskij-shtab-onf-predlagaet-puti-resheniya-problem-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya.html